FishUp
Главная    Статьи    Спиннинг    Рабочие лошадки

Рабочие лошадки

Спиннинговые катушки среднего ценового диапазона

В ценовой диапазон от 2 до 5 тысяч рублей попадают наиболее востребованные модели, имеющие высокие рабочие качества, те катушки, которые рыболовы часто называют "рабочими лошадками".

В этот ценовой диапазон попадают изделия практически всех известных фирм-производителей: японских - Daiwa, Shimano, Ryobi, корейских - Banax, Wonder, французкая Mitchell, наиболее дорогие варианты шведской катушки Cardinal и многие другие. Сюда же попадают и чисто китайские модели типа Tica, знаменитые большим количеством установленных подшипников, но о них отдельный разговор.

Рабочие лошадки

Надо учитывать, что некоторые модели ценой свыше 2000 рублей являются дорогими вариантами более дешевых моделей. В них зачастую используются механизмы от предыдущих моделей, а вся разница заключается в добавлении нескольких подшипников. С одной стороны, дополнительные подшипники - это, безусловно, плюс: более мягкий ход, повышенная чувствительность. Но стоят ли эти удобства дополнительных 300-500 рублей? Эти нюансы четко прослеживаются в продукции таких фирм как Abu Garcia и Banax.

Если говорить в целом о катушках этой категории, то они, как правило, имеют все необходимые атрибуты: мгновенный стопор обратного хода, в ролике лесоукладывателя устанавливается подшипник, сам ролик оснащается системой "twist buster", снижающей закручивание лески. Шпули на катушках обязательно имеют хорошо отполированный твердый бортик.

Количество подшипников в моделях может заметно различаться. Как правило, в изделиях известных фирм их устанавливается не более 4, максимум - 6. Например, в известной модели Shimano Stradic стоит 4 шарикоподшипника, плюс один ролик, в популярной модели Daiwa Regal-Z - всего 4 подшипника. Этого количества вполне достаточно для надежной работы катушки в течение длительного времени. Зато у китайских катушек приблизительно такой же цены число подшипников может превышать 10. К примеру, в модели TR-S (Silver) фирмы Tica стоит 14 шарикоподшипников и один ролик.

Рабочие лошадки

С одной стороны, приятно купить за те же деньги катушку, в которой "шаров" в три раза больше, но рассчитывать на то, что она будет работать в три раза лучше, однозначно не стоит. Скорей всего, она будет работать хуже, чем модели Shimano или Daiwa. Дело в том, что очень часто, разобрав подобную катушку, можно столкнуться с тем, что на самом деле шарикоподшипников намного меньше, просто вместо них в механизме стоят обычные втулки. Причем, фирму нельзя обвинить в прямом обмане. Эта парадоксальная ситуация объясняется просто: строго говоря, обычная втулка тоже является подшипником, но не качения, как шарикоподшипник или роликовый подшипник, а скольжения. Этим простым рекламным ходом достаточно часто пользуются китайские фирмы, стремясь завоевать свое место на рынке.

Количество подшипников в катушке - хотя немаловажный, но далеко не единственный фактор, влияющий на качество работы катушки. Не менее важно качество материалов используемых при изготовлении катушки и, прежде всего, ее корпуса. Большинство катушек стоимостью до 5000 рублей имеют пластиковый, а точнее, графитовый корпус. Как правило, он изготовляется методом литья под давлением с последующей обработкой. Выбирая между катушками с графитовым или металлическим корпусом, надо иметь в виду, что и у той и у другой есть свои достоинства и недостатки. Главное достоинство графитовых - относительная легкость, а это очень важно при активной ловле, скажем, на спиннинг. У более тяжелых металлических, - преимущество в прочности и долговечности. Наиболее уязвимыми местами в катушке являются посадочные места под подшипники. При их выработке весь механизм быстро выходит из строя. Понятно, что этот процесс в металлическом корпусе будет проходить значительно дольше.

Не менее важное значение имеет материал, из которого изготовляются детали передаточного механизма, и технология его обработки. В наиболее дешевых катушках (о них речь шла в прошлом номере газеты), большинство деталей изготавливается из дешевого силумина методом обычной штамповки. В более дорогих, о которых сейчас идет речь, фактически все детали проходят дополнительную механическую обработку. На большинстве катушек используется червячная передача, детали для которой делаются из стали и бронзы. При этом в большинстве моделей ведущее зубчатое колесо изготовляется из стали, а червяк - из бронзы. Такое сочетание позволяет сделать ход катушки достаточно мягким, сохранив при этом высокую надежность.

Высокий уровень обработки деталей и применение в механизме специальных пластмасс предъявляет повышенные требования к используемой смазке. Если в дешевых катушках можно использовать любые смазки, вплоть до солидола, то в более качественных, этого лучше не делать, а использовать только смазки, рекомендованные фирмой-изготовителем. В противном случае можно полностью испортить механизм.

В этой связи стоит отметить, что для смазки катушек фирмы Ryobi применяется специальная щелочная смазка, которую можно использовать только для изделий этой фирмы. Ее применение для смазки катушек других фирм приводит к быстрому разъеданию их механизма. Такой необычный подход к смазке связан с тем, что катушки этой фирмы изначально разрабатывались для ловли в соленой воде и имели, соответственно, повышенную устойчивость к коррозии.

Кроме материалов, на качество работы катушки влияет и размер зубьев передачи. Здесь существует несколько различных подходов. Фактически на всех катушках фирмы Shimano применяется главная передача с мелким размером зубьев, а у катушек Daiwa - с крупным. Применение шестерен с мелким зубом позволяет добиться очень плавной работы катушки, что, можно сказать, является "визитной карточкой" фирмы Shimano. С другой стороны, шестерни с крупными зубцами позволяют повысить тяговые возможности катушки и ее долговечность.

Среди рыболовов существует устоявшееся мнение, что модели Shimano, имеющие более высокую передачу, относятся к скоростным, Daiwa - к силовым. Такое деление достаточно условно, так как существуют модели, имеющие высокие тяговые показатели и, одновременно, большое передаточное число.

Если говорить о скоростных моделях, то надо отметить катушки фирмы Mitchell серии Quartz. Эти катушки были разработаны для ловли форели на горных реках, причем, для проводки не против течения, а вдоль, "в обгон". Эти катушки выпускаются трех видов, каждый из них окрашивается в свой цвет. Самая "медленная" модель - серая, здесь передаточное число "всего" 6,2:1. Затем следует красная - 7,2:1. И, наконец, самая быстроходная - синяя с передаточным числом 8:1. Причем, все эти катушки выпускаются только во Франции. Это действительно очень интересные модели, к сожалению, они редко встречаются в наших магазинах.

Надо отметить, что вопрос о тяговых характеристиках катушек вызывает много споров среди рыболовов. Это связано, в частности, с тем, что среди крупных фирм, пожалуй, только Daiwa указывает тяговые характеристики катушки. К примеру, у модели Regal они составляют 2 кг. Но это совсем не означает, что механизм катушки при большей нагрузке просто развалится. Если попробовать полностью затянуть тормоз у дешевой, скажем, до 1000 рублей, катушки, это получится без всяких проблем. Тормоз затягивается "намертво", и все усилие будет передаваться непосредственно на механизм катушки. Так что, если приложить достаточно большое усилие, катушка сломается. У более дорогих моделей этого не происходит. У катушек, Daiwa, Shimano, Ryobi и других, схожих с ними по классу, тормоз невозможно затянуть "намертво", то есть сильнее определенного предела, заложенного изготовителем. Это служит определенной защитой, предохраняющей механизм катушек от перегрузок.

Рабочие лошадки

В последнее время в каталогах некоторых фирм стал появляться еще один показатель - предельно допустимая нагрузка на рукоятку катушки. Как правило, он раза в два выше тяговой характеристики конкретной модели. Похоже, однако, что этот показатель носит, в значительной мере, рекламный характер. Определить рукой, с какой силой вы давите на рукоятку, просто невозможно. Но прочитав, что выбранная модель, имея максимальное усилие тормоза всего, скажем, 5 кг, имеет допустимую нагрузку на рукоятку целых 10 кг, вы, наверняка, проникнитесь к ней большим уважением.

В отличие от дешевых катушек, которые изготовляются, в основном, в Китае и Корее, география производства более дорогих изделий заметно разнообразнее. Кроме этих стран, их производят на заводах в Малайзии, на Тайване, во Франции, и даже в Японии. До последнего времени некоторые катушки фирмы Shimano, попадающие в этот ценовой диапазон производились в Японии, но в последнее время, стремясь к удешевлению продукции, фирма перевела их производство на завод в Малайзии.

Рабочие лошадки

К примеру, катушки Stradic серии FG, первоначально производились только в Японии, теперь - уже нет. Эта политика характерна и для других крупных фирм. В этом плане редким исключением долгое время оставалась фирма Ryobi, все катушки которой, от самых дешевых до дорогих, изготовлялись только на заводе в Осаке, в Японии. Некоторое время назад, в рыболовной периодике появилась информация о том, что концерн Ryobi прекращает производство рыболовной продукции. К сожалению, эта информация подтвердилась. Сегодня на прилавках российских рыболовных магазинов еще можно встретить катушки этой фирмы, произведенные ранее, но нужно иметь в виду, что в ближайшее время они закончатся, а вся рыболовная продукция, которая будет появляться под маркой Ryobi, будет безусловно поддельной.

По материалам "Рыбак рыбака" № 42, 2005 г.

Поделиться
  • Рабочие лошадки
  • Рабочие лошадки
  • Рабочие лошадки
  • Рабочие лошадки
  • Рабочие лошадки
  • Рабочие лошадки
  • Рабочие лошадки
Автор  Андреев В.    Добавлено  17.10.09    Рубрика  Спиннинг    Просомтров  5,717    Рейтинг  ужасноплохосреднехорошоотлично

Вступить в клуб

  Видео

Зимняя рыбалка – взгляд из подо льда      Фидерный семинар Сергея Попова в Харькове, часть 3     

Все видео

  Фото

Фотоотчет с дня рождения сайта fishing.zp.ua      Фотоотчет с Летнего Кубка ЗРК 2016 по ловле рыбы фидером и поплавочной удочкой     

Все фото