Выбор мотора для троллинга
После того, как выбор лодки сделан, настает очередь мотора. Как говорят водномоторники со стажем, все моторы делятся на отечественные и все остальные. К сожалению, в этой шутке лишь очень небольшая доля шутки. Одно дело, когда у вас ломается машина и есть к кому обратиться за помощью и совсем другое дело, когда вдали от цивилизации, да еще в плохую погоду у вас отказывает мотор. Поэтому, если фразы "контактная группа", "тиристор" или "лепесток" ни о чем вам не говорят, лучше остановить свой выбор на импортном моторе. Прекрасно отдаю себе отчет, что очень немногие в нашей стране могут позволить себе покупку импортного мотора, тем не менее в троллинге мотор - наш основной помощник, он должен помогать нам, а не мешать. Хороший мотор через некоторое время просто перестаешь замечать, полностью сосредотачиваясь на рыбалке. Остается только надеяться, что когда-нибудь мы все-таки будем ходить на недорогих и надежных моторах отечественного производства. Если транец вашей лодки позволяет повесить резервный мотор, можно довольно удачно совместить проблему безопасности и "бюджетности" троллингового мотора, купив небольшой импортный в придачу к вашему Вихрю или Нептуну. Правда, не каждая лодка допускает румпельное управление мотором, этот момент нужно продумать заранее. Как правило при выборе мотора для троллинга перед нами встают две задачи - с одной стороны, мотор должен уверенно выводить лодку на глиссирование, с другой стороны, мотор должен обеспечивать приемлемую скорость троллинга - обычно 2-5 км/ч. Режим глиссирования, как мы уже говорили, необходим нам для сокращения времени поиска перспективных мест. Скорость лодки при троллинге - один из наиболее часто задаваемых вопросов. Причем ответ на него не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Мне припоминается один интересный случай, который произошел со мной на Рыбинке 2 года назад. Протащив глубоководные воблеры над коряжником, из-за отсутствия поклевок решили сменить место. Не останавливая лодки начали быструю подмотку. Воблер не прошел и 5 метров, как последовала хватка 6 кг щуки, которая была успешно извлечена из воды. И такие случаи не единичны. Особенно часто на ускорение проводки реагирует окунь. Создается такое ощущение, что рыба идет параллельно воблеру, как бы раздумывая, взять или не взять. Повышение скорости проводки стимулирует рыбу к хватке. Еще один важный момент, на который следует обращать внимание при выборе скорости троллинга - характер игры воблера. Например, глубоководный дайвер начинает довольно интенсивно колебаться при минимальной скорости проводки, а чтобы "завести" легендарный SSR-14, требуется немного прибавить скорости. Вместе с тем, желательно, чтобы минимальная скорость, которую обеспечивал бы наш мотор, достигала величин 2,5-3 км/ч. Это нужно, например, если мы идем по ветру, вода холодная и вялая рыба не желает устраивать гонки за быстро идущим воблером. Или еще пример, мы облавливаем троллингом речную яму и хотим зависнуть над ней или провести воблер галсами с очень медленной скоростью. К сожалению, точной методики расчета минимальной скорости судна в режиме троллинга не существует, т. к. сильное влияние на ее величину оказывает сопротивление лодки. Как правило, если не ставить на лодку максимально мощный мотор, в большинстве случаев удается достичь нужной нам скорости. Поступить можно следующим образом. Сначала определимся с минимальной мощностью мотора, которая нам необходима. Практика показывает, что для вывода лодки с плоскодонными обводами на глиссирование на каждые 25-30 кг веса необходима 1 л.с. мощности мотора. Для примера рассмотрим надувную лодку длиной 4,2 м и массой около 100 кг. С нее планируется ловить вдвоем, изредка втроем (даже в такой лодке при ловле втроем начинает ощущаться дискомфорт). При массе человека в 90 кг нам понадобится мотор с минимальной мощностью (100+90*3)/30 = 12 л.с. Следовательно, мотора 15 л.с. нам с небольшим запасом хватит для вывода лодки на глиссирование. Максимально возможный мотор на данную лодку согласно данным производителя - 30 л.с. Именно в этой вилке мощностей нам и предстоит сделать свой выбор. При описании лодок и моторов я осознанно стараюсь как можно меньше указывать конкретные марки и модели, чтобы избежать возможных обвинений в субъективизме. Тем не менее, здесь я все-таки рискну указать конкретную мощность мотора, которая, по моему мнению, оптимальна для надувных лодок 3,6-4,2 м, а именно они наиболее подходят для троллинга. Итак, по моему мнению, оптимальным мотором на надувную лодку для троллинга будет мотор мощностью 15 л.с. Попробую обосновать свой вывод. Как я уже говорил, надувные лодки не рассчитаны на жесткие условия эксплуатации, независимо от их производителя. Троллинг как правило всегда подразумевает ловлю на большой воде, которая, как нетрудно догадаться, очень редко бывает спокойной. Единственный плюс, который мы извлекаем из применения более мощного мотора - большая скорость. Езда на плоскодонной надувной лодке на высоких скоростях (более 30 км/ч), а именно к такому классу она и принадлежит, в условиях даже небольшого волнения - процедура крайне утомительная и неприятная. Так, например, из 9 рыбалок, проведенных автором в 2003 году на акватории Рыбинского водохранилища, только на одной удалось реализовать преимущество 25-сильного мотора перед 15-сильным. Во всех остальных случаях все попытки открыть дроссельную заслонку больше чем наполовину, приводили к очень сильным ударам о днище лодки, что, естественно, сильно снижало ее ресурс. Все-таки надувная лодка - конструкция не жесткая, удары волн в ней гасятся упругими деформациями баллонов и стрингеров, применяя мощный мотор очень легко не заметить ту грань, за которой начнется разрушение конструкции. К фатальным последствиям это, конечно, не приведет, тем не менее лодка потребует ремонта. Дальше начинаются одни минусы, как то: больший вес, больший расход топлива, большая цена. Окончательный выбор за вами, но вот что бы я точно не советовал, это устанавливать на надувную лодку мотор максимально допустимой мощности. Как правило, все производители ПВХ лодок в погоне за покупателем завышают максимально допустимую мощность двигателя. По крайней мере, мотор мощностью 25 л.с. на лодку 3,6-3,8 м - явный перебор.
Для корпусной мотолодки определение вилки мощностей осуществляется примерно по такой же методе, только делить лучше не на 30, а на 20, т. к. они, как правило, более килеваты и для выхода на глиссирование потребуют несколько большей мощности мотора. Для примера определим мощность мотора для мотолодки "Воронеж". Ее масса 150 кг. Для троих человек по 90 кг минимальная мощность для выхода лодки на глиссирование составит (150+3*90)/20 = 21 л.с. С небольшим запасом возьмем 25 л.с. Следует еще раз упомянуть, что управлять длительное время румпельными моторами мощностью 25 л.с. и более довольно утомительно, поэтому на корпусную лодку рекомендуется установить дистанционное управление мотором. Когда мы говорим о мощности мотора, следует отдавать себе отчет, что эта цифра полностью не определяет всех его характеристик. Например Mercury-10 и Tohatsu-9,8 при кажущейся одинаковой мощности - два абсолютно разных мотора по скоростным и тяговым параметрам. Чтобы внести полную ясность, будем в дальнейшем делить моторы не по мощности, а по объему двигателя. При этом речь пока будем вести о двухтактных моторах. Итак, под 5-ти сильными моторами мы будем понимать моторы с рабочим объемом двигателя порядка 100 куб.см, под 8-ми сильными - 160 куб.см, под 15-ти сильными - 250-260 куб.см, под 25-ти сильными - 400 куб.см, под 30-ти сильными - 500 куб.см соответственно. Именно такая "линейка" объемов принята ведущими производителями моторов. Следует учитывать, что так называемые "переходные" модели имеют те же объемы и по своим потребительским качествам очень близки к одноклассникам. Так, вышеупомянутый Т-9,8 очень близок к Т-8, т. к. имеет объем 169 куб.см, а М-10 очень близок к М-15, их объемы одинаковы и составляют 262 куб.см, хотя в "мощности" они разнятся в 1,5 раза. Отчасти этот, казалось бы, удивительный факт отражается и в цене. Цены на М-10 и М-15 практически одинаковы, и уж никак не разнятся в 1,5 раза. После всего вышесказанного будем считать, что с мощностью (объемом) мотора мы определились. Осталось выбрать конкретную модель. В плане надежности лидирующие позиции занимают японские и американские моторы. Как правило, все они гарантируют примерно одинаковый моторесурс в 2000 часов. Это довольно большой ресурс. Так, пробег автомобиля за 2000 часов составляет примерно 120000 км. Учитывая, что за румпелем мы проводим гораздо меньше времени, чем за рулем, такого ресурса хватит на много лет. Выбор конкретной марки обычно делается исходя из личных пристрастий, цены, технических характеристик мотора (например, вес), наличия сервиса или дополнительных опций, обеспечивающих комфорт. Для меня этой маркой стала Mercury ввиду очень удобного интерфейса управления румпельной серией моторов. Еще один тонкий нюанс, который стоит учитывать при выборе мотора - наличие у дилера на складе запчастей и расходных материалов, как то: масла, свечей, гребных винтов, сальников редуктора, крыльчаток помпы охлаждения. Если сроки поставки запчастей - более одного месяца, можно на всю навигацию остаться без мотора в случае выхода его из строя (например, вы ударили редуктором по камню и он требует замены). Как вы наверное заметили, пока я ни разу не упомянул о четырехтактных моторах. Бытует мнение, что именно они наиболее подходят для троллинга. Попробуем понять, какие плюсы и минусы мы получим, используя четырехтактник. В двухтактном моторе фаза выпуска отработавшей и впуска свежей рабочей смеси совмещены. Причем отработавшая смесь (или попросту выхлопные газы) вытесняется из цилиндра потоком свежей. Ввиду невозможности полностью вытеснить отработавшую смесь и избежать выбросов свежей ее порции через выхлопное окно цилиндра, эффективность процесса сгорания в двухтактном моторе ниже, чем в четырехтактном. Это приводит к повышенному расходу топлива, падению КПД рабочего такта, увеличению вредных выбросов в выхлопе. Но так как двухтактном моторе рабочий такт осуществляется в два раза чаще, литровая мощность двухтактника как правило выше, чем у четырехтактника. По этой причине, а также из-за отсутствия деталей газораспределительного механизма, двухтактные двигатели легче четырехтактных той же мощности и проще в обслуживании. Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. В любом двигателе вибрация максимальна на частотах, кратных частоте вращения коленвала. Наибольший вклад в общую вибрацию вносят первая и вторая гармоники, именно с ними и ведут борьбу. Как правило, все маломощные четырехтактники выполняются по двухцилиндровой схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах. Не вдаваясь в теорию вибрации, скажем только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию четырехтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику. Как нетрудно догадаться, это еще более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого мотора. Поэтому двухцилиндровые четырехтактные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными. В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые мы получаем от использования четырехтактного мотора: более высокая экономичность (примерно на 20 процентов), более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя), нет необходимости смешивать бензин с маслом, больший моторесурс. А вот минусы: на 20-30 процентов больше вес и цена, необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера, более дорогое обслуживание. В заключение добавлю, что при использовании рекомендованного производителем масла двухтактный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго, это подтверждается как моим опытом, так и опытом моих знакомых. Окончательный выбор типа мотора как всегда остается за читателем. Как правило, все сервисное обслуживание импортных моторов сводится к ежегодной замене масла в редукторе. Лучше это делать осенью, после окончания навигации, чтобы в случае попадания воды в редуктор уменьшить влияние корррозии, да и времени на замену сальника редуктора у нас будет с избытком. Также производитель рекомендует раз в три года заменять крыльчатку водяной помпы. Не следует этим пренебрегать, т. к. выход ее из строя грозит фатальными последствиями для всего мотора. Отправляясь в плавание, не забывайте привязывать мотор к транцу, как это указано в инструкции. Случаи срыва его с транца не так уж и редки. С собой желательно взять набор ключей, входящий в комплект мотора, запасной винт и запасную свечу зажигания. Отдельного упоминания заслуживает вопрос пропорции масла, заливаемого в бензин двухтактного двигателя. Как правило производители рекомендуют смешивать масло с бензином в пропорции 1:100. Для большинства наших сограждан, воспитанных на советской технике, такое количество масла кажется настолько маленьким, что создается такое ощущение, будто мотор заставляют держать на голодном пайке. Некоторые утверждают, что такая пропорция масла была принята под воздействием "зеленых" с целью уменьшить вредность выхлопа и негативно сказывается на ресурсе мотора. В общем, автор разделяет их мнение и рекомендует мешать масло в пропорции 1:50, на работу двигателя это не оказывает никакого влияния, если используется масло, рекомендованное заводом-изготовителем. Правда запах выхлопа от этого лучше не становится. Вот, пожалуй, вкратце и все, что нам нужно знать о бензиновых моторах для троллинга. В заключение скажем пару слов об электромоторах. Вопрос этот диссонирует с вопросом соблюдения тишины на рыбалке. С детства мы приучены, что ее соблюдение - один из залогов успешной рыбалки. Тем удивительнее оказывается тот факт, что вопреки представлению рыба не только не шарахается в стороны от работающего мотора, но и хватает нашу приманку. Мне удавалось ловить щук троллингом на глубине 2 м, судаков на глубине 4 м, как показывает опыт, большинство наших пресноводных хищников не пугает звук работающего мотора, тем более что современные бензиновые моторы на холостых оборотах работают довольно тихо. Использование электромотора лишает нас одного из главных преимуществ троллинга - оперативного простора и широты поиска, поэтому его использование не дает нам практически никаких плюсов. Чтобы облегчить выбор, приведем сводную таблицу основных технических характеристик большинства импортных двухтактных бензиновых моторов.
Мощность, л. с. |
Объем, куб. см |
Вес, кг | Примерный расход топлива, л/ч* |
Объем топливного бака, л |
Примерная цена, $ |
4-5 | 100 | 21 | 2,2 | 12 | 800-1000 |
8-9,8 | 160 | 27 | 3,6 | 12 | 1400-1600 |
10-15 | 260 | 35 | 6,75 | 25 | 1800-2200 |
18 | 290 | 43 | 7 | 25 | 2000 |
20-25 | 400 | 55-60 | 11,25 | 25 | 2400-2600 |
30 | 500 | 55-60 | 13,5 | 25 | 2600-3000 |
* - в режиме глиссирования, примерно 350 г/(л. с. час) = 0,45 л/(л. с. час)
Если этап выбора и покупки мотора успешно пройден, вас можно поздравить, осталось совсем чуть-чуть, чтобы окунуться в увлекательный мир троллинга.
По материалам
Обучение
Соревнования
Статьи
Видео
Фото